Образовательный процесс

Организация белорусского уголка в учреждении дошкольного образования

Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе учреждения дошкольного образования.

Согласно содержанию учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Ребенок и общество»):

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о близком окружении (помещениях группы, дошкольного учреждения, участке учреждения дошкольного образования, о труде работников учреждения дошкольного образования), о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).

В уголке следует разместить:

•      альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город";

•     родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);

•     иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;

•       кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;

•     предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца; керамика: миски, вазы; изделия из соломы, льна, лозы; белорусские народные игрушки (свистульки));

•     книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

•      иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

 В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

В уголке национальной символики должны быть:  государственная символика (флаг, герб, текст гимна);  портрет Президента Республики Беларусь.

 В белорусском уголке следует разместить:

•      альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»;

•      родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок,брат, сестра, тетя, дядя);

•     иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;

•    кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;

•    предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчикиспорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки));

•      иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города (поселка, деревни);

•      книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

•   иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

 В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, села, столицы республики, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. Закрепляют представления о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, произведениями фольклора, произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства, о современной архитектуре.

 

В уголок национальной символики размещается:

•      государственная символика (флаг, герб, текст гимна);  портрет Президента Республики Беларусь; карта страны, глобус.

 В белорусском уголке следует разместить:

•     кукол в национальных костюмах;

•     альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;

•      альбомы:    «Мой          город»,      «Наши        великие          соотечественники»

(Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы»

и др.;

•  предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки));

•   иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города (поселка, деревни);

•      книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

•     иллюстрации,      фотографии         с        изображением     народных          и государственных праздников;

•      различная познавательная и художественная литература;

•      альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,

«Минск – столица Беларуси»; макеты города (поселка, деревни), детского сада;

•  иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси; родословные древа детей.

Оснащение белорусских уголков в группах в соответствии с Перечнем оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования

(Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50)

п/п

Классификация и наименование игрового материала и его предназначение

Возрастная группа

первый год жизни

второй –

третий годы жизни

четвертый

– пятый годы жизни

шестой –

седьмой годы жизни

разновозрастная группа

количес тво

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ, из разных материалов (глина, соломка, дерево, лен)

 

по 2

шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Сундучок расписной с элементами традиционного белорусского декора для хранения кукольной одежды

 

2 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси

 

 

5 комп.

5 комп.

2 комп.

 

Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п.

 

 

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Батлейка (национальный кукольный театр)

 

 

 

1 шт.

 

 

Дидактические игры с картами из 6-8 частей разной тематики: растительный мир, орудия труда, животный мир, предметы декоративноприкладного искусства Беларуси, белорусские народные сказки и др.

 

 

3 наб.

3 наб.

3 наб.

 

Народные музыкальные инструменты (цимбалы, трещотка, свистулька)

 

 

по 1 шт.

по 1 шт.

по 1 шт.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Аудиопособия: белорусские народные мелодии, мелодии современных авторов, народная танцевальная музыка в современной обработке, старинные белорусские народные мелодии – «Полацкі сшытак», детские песни в исполнении образцовых детских коллективов и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного образования)

 

по

1 наб.

по

1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси:

-                     белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная); озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная;

-                     белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева.

 

по

2 шт.

по

2 шт.

по

2 шт.

по 2 шт.

 

 

Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси и России

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Картины, картинки, открытки, альбомы: интерьеры жилых помещений, оформленных в народном и современном стиле, общественных помещений (магазин, почта, музей, театр и др.)

 

по

1 наб.

по

1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Портреты (открытки) художников (в том числе и белорусских художников)

 

 

по

1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

 

 

 

 

 

 

Серии картин крупного размера разной тематики: игры детей; правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного образования)

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Серии картинок различной тематики: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и др.), историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта, жилища, коммуникаций и т.п.)

 

по

1 наб.

по

1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Карты географические: карта Республики Беларусь

 

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой

 

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Вкладыши: «Карта Беларуси» и др.

 

 

1 шт.

1 шт.

 

 

Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь

 

 

 

по 1 шт.

 

 

Глобус

 

 

 

1 шт.

 

 

Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративноприкладного искусства и др.

 

 

 

по 1 наб.

 

 

Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели

свернуть

Организация уголка книги в учреждении дошкольного образования

Во всех возрастных группах учреждения дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или со взрослым выбрать книгу. Встреча со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение ребенка в авторский замысел, помогает ему уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. В уголке книги происходит личностное общение ребенка с произведением искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы.

Требования к оформлению уголка книги:

  • расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой;
  • обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и искусственное для вечернего времени;
  • целесообразность и удобство,   располагающие ребенка  к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой;
  • эстетичность и функциональность предназначения;
  • учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми.

Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для детей  дошкольного возраста: доступность; художественность; разнообразие; постепенность усложнения; учет национальных и культурных особенностей произведений; учет читательских предпочтений в; сюжетная занимательность; простота и ясность композиции; близость содержания опыту ребенка.

Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных оснований:

  • жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);
  • формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярко выраженной рифмой);
  • тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.);
  • настроение и       характер    (юмористические,        занимательные, повествовательные и пр.).

Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избирательность, индивидуальность литературных предпочтений.

Главный принцип организации уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Содержание уголка книги в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать возрасту и уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности.

В младших группах воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). В книжном уголке выставляется, как правило, немного книг (4-5), однако у воспитателя должны быть в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, так как маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Здесь также могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Домашние животные», тематические выставки: «Сказки Корнея Чуковского», «Осенняя поэзия» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Детям младшего дошкольного  возраста для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот. Поэтому при оформлении книжного уголка для детей данного возраста особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.А. Васнецова; «Детки в клетке» С.Я. Маршака с рисунками Е.И. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л.Н. Толстого с рисунками А.Ф. Пахомова. Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями. Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова, В.В. Лебедева, В.М. Конашевича, Е.И. Чарушина и других.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовывает починку книг.

Содержание книжного уголка и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят сказки, кто-то интересуется букварем и азбукой, а многие мальчики подолгу рассматривают книги о приключениях. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, в уголок книги необходимо поместить 2-3 сказочных произведения.

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, обеспечивающие знакомство детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.

Воспитанников  привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.

В книжном уголке определенный период должны находиться издания произведений или иллюстрации, содержание которых совпадает с тематикой занятий, игр. Их рассматривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Я. Маршака,

С.В. Михалкова, А.Л. Барто, М.М. Зощенко, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность – способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Помимо того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома; «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Кроме книг в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания, детские журналы. Могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки-малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о своей семье, природе в разные времена года, труде взрослых и по другим тематикам.

Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. Цель таких выставок – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Это может быть выставка сказок А.С. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л.Н. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным праздникам, и другие.

При организации выставки соблюдаются следующие правила:

  • тема выставки обязательно должна быть актуальной и интересной для детей;
  • необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
  • выставка должна быть непродолжительной по времени – не более трехчетырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную, уютную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит эмоционально-комфортный и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

Приобщению детей к богатству литературного наследия народа, высокохудожественным доступным литературным произведениям будет также способствовать открытие в учреждении дошкольного образования собственной библиотеки. Библиотека учреждения дошкольного образования представляет собой отдельное помещение, оснащенное библиотечными стеллажами и каталожными ящиками. Библиотечный фонд представлен детской художественной литературой (на центральных стеллажах, в зоне доступа дошкольников) и методической литературой по всем образовательным областям учебной программы дошкольного образования, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях.

Функциями библиотеки дошкольного учреждения являются:

  • формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов учреждения дошкольного образования;
  • создание информационной продукции: организация и ведение справочно-библиографического аппарата (алфавитных, систематических каталогов, картотек, электронного каталога), разработка рекомендательных

библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и др.); - библиотечно-информационное обслуживание воспитанников:

а) предоставление литературы, информационных ресурсов на различных носителях;

б) организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, информационными ресурсами, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями;

в) организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности;

  • библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

а) выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов,связанных с воспитанием, развитием и обучением детей;

б) удовлетворение запросов пользователей и информирование о новых поступлениях в библиотеку;

  • библиотечно-информационное обслуживание родителей воспитанников: а) консультирование по вопросам организации семейного чтения,

знакомство с информацией по воспитанию детей;

б) предоставление литературы и других информационных ресурсов.

свернуть

Планирование образовательного процесса

План реализации образовательного процесса

В группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

Научно­-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. )

Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования.

Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения образования; научно­методическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:День недели, дата

  1. Образовательная область и вид занятия, например "Искусство" (рисование);
  2. Тема занятия;
  3. Программные задачи(обучающие, развивающие, воспитательные);
  4. Источники планирования;
  5. Методические приемы в графе «дополнение» (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника. Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная.

-игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие,  интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

- общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные  упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.

-  познавательную практическую деятельность (наблюдения, рассматривание иллюстраций,  обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

- трудовую деятельность  (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд, самообслуживание);

-   художественную  деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров,  восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музыцирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).

Структура плана  на год:

1.Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

2.Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.) Можно указывать сайты, рекомендованные МО

На полугодие:

3.Список детей по подгруппам

1.по дате рождения

  1. по уровню развития исходя из наблюдения.

4.Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Ежемесячно

5.Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).

Формы: коллективная, индивидуальная, наглядно-информационная, информационно-коммуникационная). Срок проведения ставится на неделю: с 1.09 по 4.09.

5.Взаимодействие с семьей

 

Формы взаимодействия с семьей

Содержание

Дата проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Коллективные

 

 

 

 

Индивидуальные

 

 

 

 

Наглядно-информационные

 

 

 

 

 

Информационно-коммуникацион-ные (сайт, электронная почта и т.д.)

 

 

 

 

 

6.Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Утренняя гимнастика- с дополнениями на 2 и 4 недели Меняем не более 2 –х пунктов.

Недели

Содержание

Дополнение

Первая

 

 

Вторая

 

+

Третья

 

 

Четвертая

 

+

 

Физкультурная пауза проводится  между занятиями -2-3 игры

Активный отдых-   планируются только досуги, спортивные праздники, дни здоровья, пешие походы. В первой младшей группе нет  активного отдыха. Во второй младшей группе – 1-2 раза в месяц, со средней группы- 2 раза в месяц. Дает руководитель физвоспитания.

Указываем дату, форму проведения, цель, ответственные.

В днях здоровья и спортивных праздниках указываем дату и тему.

 П/и и упражнения на прогулке

На прогулке отрабатываются задачи, которые брались на физкультурном занятии. Поэтому, у руководителя физвоспитания берем задачи по развитию основных видов движений на первую, вторую и т.д. недели, и предусматриваем к данным задачам игры и упражнения. Задач на неделю не должно быть более, чем количество проведенных занятий.

На каждую неделю включаем 1 новую подвижную  игру+ 1 белорусскую подвижную игру. На одну прогулку планируем не более 3-х игр.

Недели

Подвижные игры и физические упражнения на первой прогулке

Подвижные игры и физические упражнения на второй прогулке

Первая

 

 

Вторая

 

 

Третья

 

 

Четвертая

 

 

  7.Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия (например "Искусство" (рисование); тема занятия, программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования.

Обучающие:

Формировать

Систематизировать

Закреплять

Группировать (первая, вторая младшая)

Классифицировать (средняя гр.)

Развивающие:

Развивать (психические процессы, речь): Память по анализаторам - слуховая, тактильная, зрительная, двигательная;  по длительности- кратковременная, долговременная. Внимание – развиваем устойчивость.

Воспитательные ( формирование и развитие личностных качеств, социальных умений и навыков)

Воспитывать желание….

Исключаем использование слов  "обобщить", "расширить"

Дни недели

Специально организованная деятельность (по образовательным областям)

Дополнения

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая

Художественная

деятельность

Трудовая деятельность

Понедельник

 

 

 

 

 

 

 

Вторник

 

 

 

 

 

 

 

Среда

 

 

 

 

 

 

 

Четверг

 

 

 

 

 

 

 

Пятница

 

 

 

 

 

 

 

8.Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

Утром целесообразно проводить

  1. индивидуальную работу по образовательным областям
  2. трудовую деятельность в природе
  3. самостоятельную двигательную деятельность
  4. игровую деятельность (с/р игры, д/и, развивающие игры и т.д.)

Во второй половине дня

  1. Общение
  2. Художественная деятельность
  3. Познавательная, практическая деятельность (может быть как в первой половине дня, так и во второй)
  4. Игровая деятельность (строительные игры, театрализованные,игры-драматизации и т.д.)

9.Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Если ребенок не справляется с поставленной задачей в течение недели, переносим эту же задачу на вторую неделю. Для реализации задачи дается 1 месяц. Если ребенок  не справился, меняем задачу.

 Индивидуальная работа с детьми.

Образовательная область

Задача

Содержание работы

Фамилия, имя ребенка

Учет работы

 
свернуть

В помощь молодому педагогу

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми, итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «Наши игрушки» и др.

4. Итоговое занятие

Выяснение усвоения учебной программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, на почту, поле, стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города (поселка, деревни).

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале; на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие дети к примеру, делают фон, младшие- рисуют то, что могут.

14. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу (поселку, деревне), республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

15. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети сообща её решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

16. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

17. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель- рисует, дети- составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

18. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют. Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

19. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

20. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

свернуть

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя дошкольного образования

Примерный перечень пособий и материалов в  микрокабинете воспитателя дошкольного образования

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для своей возрастной группы):

— методическая;

— детская;

— картотека на имеющуюся литературу;

аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы):

— конспекты занятий;

— сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям;

— наглядные учебные пособия для педагогов;

— учебные пособия для воспитанников;

— рекомендации, памятки;

— таблицы, рисунки, модели;

— паспорта комнатных растений;

— подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.

  1. Картотеки:

— дидактических игр;

— подвижных игр;

— театральных игр;

— белорусских народных игр;

— пальчиковой гимнастики;

— физкультминуток;

— дыхательных упражнений;

— зрительной гимнастики;

— опытов и экспериментов;

— сюжетно-ролевых игр;

— интеллектуально-творческих игр;

— игровых упражнений и т.д.

  1. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования)

— тематические материалы («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.);

— цифры и счетный материал;

— наборы геометрических фигур разного размера и цвета;

— разрезные картинки и т.д.

  1. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

— материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности) – трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.;

— образцы работ;

— рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства;

— конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности;

— произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна;

— альбомы с рисунками и фотографиями различных построек;

— материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.);

— природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.);

— поделки из природного и бросового материала;

— бумага разной фактуры;

— альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки деловых игр, совместных развлечений;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров;

— советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.;

— образцы анкет на различную тематику;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Дидактические игры и пособия по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
  2. Дидактические пособия по развитию речи.
  3. Дидактические пособия и материалы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.
  4. Дидактические игры, пособия и материалы по экологическому воспитанию дошкольников.
  5. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  6. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете музыкального руководителя:

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для разных возрастных групп):

— методическая;

— картотека на имеющуюся литературу;

аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп):

— конспекты занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»;

— разработки игровых комплексов по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»;

— сценарии музыкальных мероприятий (праздников, развлечений, досугов);

— нотные наборы песен, музыкальных произведений, игр, плясок;

— рекомендации, памятки по проведению различных форм музыкального воспитания с дошкольниками и т.д.

  1. Картотеки:

— музыкально-дидактических игр;

— сюжетных дидактических игр;

— сюжетных музыкальных игр;

— музыкальных упражнений и т.д.

  1. Материалы для организации занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»:

— записи программных произведений классической и современной музыки;

— игрушки и наглядные пособия по музыкальному воспитанию;

— портреты композиторов;

— картинки с изображением музыкальных инструментов;

— иллюстрации разных инструментальных составов;

— медальоны для драматизации песен;

— разные виды театров (театр рукавичек, брошек, театр на ложках, театр на коробочках и др.);

— карточки-модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки и др.

  1. Материалы по организации работы с педагогами:

— тексты консультаций, бесед;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки совместных музыкальных мероприятий;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— советы родителям по организации музыкального воспитания дошкольников и др.;

— образцы анкет;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Музыкальные инструменты из нетрадиционного материала для проведения занятий и музыкальных мероприятий, индивидуальной работы с воспитанниками.
  2. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  3. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете руководителя физического воспитания:

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для разных возрастных групп):

— методическая;

— картотека на имеющуюся литературу;

аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп):

— конспекты занятий по образовательной области «Физическая культура»;

— разработки игровых комплексов по образовательной области «Физическая культура»;

— сценарии мероприятий активного отдыха (физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья);

— разработки спортландий, развлечений спортивной направленности;

— подборки комплексов утренней гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;

— рекомендации, памятки по проведению различных форм отдыха воспитанников;

— подборки загадок, считалок и т.д.

  1. Картотеки:

— подвижных игр;

— белорусских народных игр;

— дыхательной гимнастики;

— подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

— спортивных игр;

— игровых упражнений спортивной направленности и т.д.

  1. Материалы по организации работы с педагогами:

— тексты консультаций, бесед;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки совместных мероприятий активного отдыха;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— советы родителям по организации физического воспитания дошкольников;

— образцы анкет;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Нестандартное физкультурное оборудование для проведения занятий и мероприятий активного отдыха, индивидуальной работы с воспитанниками.
  2. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  3. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета

свернуть

Инструкция для педагогов дошкольного образования по организации самообразования

  1. Выбирая тему для самообразования, постарайтесь остановиться на вопросе, который Вам хорошо знаком и имеет непосредственное отношение к Вашей практической деятельности. Обычно темы саморазвития педагогов обсуждаются и принимаются на заседании методического объединения или педсовете. После одобрения темы администрацией учреждения приступайте к написанию индивидуального плана работы.
  2. Каждое учреждение дошкольного  образования разрабатывает собственные требования к составлению индивидуального плана. Однако есть общие моменты, которые обязательно нужно отразить в документе. Во вступительной части плана укажите цель (то, что Вы планируете достичь в результате работы по саморазвитию) и несколько задач (3-5 основных приемов или шагов, которые помогут Вам достичь цели). Обозначьте форму самообразования. Она может быть индивидуальной, групповой, дистанционной и др.
  3. Затем приведите информацию о группах, на базе которых Вы будете проводить исследование. Обязательно укажите форму работы с дошкольниками (индивидуальная, групповая, экспериментальная, работа в проблемной группе и т.п.). План саморазвития может базироваться как на одной форме взаимодействия с детьми, так и на их сочетании. Далее укажите методы и приемы работы с группой в рамках реализации плана саморазвития (эмперические или практические, творческие, проблемно-поисковые и др.).
  4. Во вводной части пропишите предполагаемый результат деятельности. Здесь Вы можете также обозначить риски, которые могут возникнуть в ходе выполнения плана. Завершите вступление указанием конкретных сроков выполнения плана по самообразованию. Как правило, он рассчитывается на период от одного до трех учебных лет.
  5. Основная часть индивидуального плана саморазвития обычно составляется в виде таблицы. Она включает в себя этапы деятельности с расписанием календарных сроков их выполнения; мероприятия, запланированные в ходе отдельного периода; предполагаемые итоги работы с указанием формы отчета по каждому этапу. Отчетная информация может быть оформлена как в письменном виде (портфолио, дневник), так и представлена в виде устного доклада на методическом объединении или конференции.
свернуть