Растим маленького патриота

Год исторической памяти

2022 год объявлен Годом исторической памяти – Президент подписал первый указ

Правительству поручено с участием Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти.

Также Правительство будет координировать деятельность государственных органов, других организаций по выполнению названного плана.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

В последние минуты прошедшего года Президент подписал указ об объявлении 2022‑го Годом исторической памяти. В документе отмечается, что Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа. О значении этого решения Главы государства — комментарии наших экспертов.

Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

Белорусы — народ, чтущий реальные подвиги и достижения

2021‑й был Годом народного единства. Действительно, в это время мы как никогда поняли ценность единства белорусов, то, что его очень легко потерять и что его нужно беречь и укреплять. Без августа 2020‑го и последующих событий мы, видимо, так не оценили бы, насколько народное единство может быть хрупким и как нужно к нему относиться.

И мы сделали правильные выводы. Учрежден новый государственный праздник — День народного единства — 17 сентября. Праздник давно у нас известный и наконец возвращенный для того, чтобы мы, белорусы, помнили и знали, когда и кем было добыто в борьбе наше территориальное и национальное единство. Учреждение этого праздника стало восстановлением исторической справедливости и необходимым вектором нашей политики памяти.

И это совершенно правильный вектор, который должен и будет продолжен в наступившем 2022‑м, объявленном Годом исторической памяти. Народ без исторической памяти быстро превращается в толпу манкуртов, готовых разрушать свои святыни и предавать память своих предков. Увы, такое случилось у наших братьев‑украинцев, где власть захватили люди, старательно и сознательно уничтожающие настоящую украинскую идентичность и заменяющие ее диким суррогатом из нацио­нализма и русофобии.

Мы в Беларуси никогда не должны этого допустить, хотя признаки появления такого же недуга отчетливо увидели на улицах наших городов. Современных людей, особенно очень молодых, как оказывается, можно превращать в ту самую послушную и склонную быть объектом самых подлых и циничных спекуляций толпу.

Разве могли мы раньше представить, что площадь Победы в Минске или музей истории Великой Отечественной войны будут пытаться осквернить символами, навсегда запятнанными коллаборантами, работавшими на нацистов? К сожалению, мы это увидели.

И вот чтобы этого больше никогда не повторилось, нам нужна целенаправленная, осознанная политика исторической памяти, чтобы наши люди знали и не забывали смыслы и ценности Победы, ценили подвиги и достижения предков и не позволяли отравить себя и своих детей идеологическим ядом.

Поэтому 2022‑й стал Годом исторической памяти. Пришло время разгребать авгиевы конюшни в этой сфере и ответить себе и миру на вопросы: а являются ли польские герои нашими, белорусскими, а в каком положении находились предки большинства современных белорусов в Речи Посполитой и можем ли мы считать ее белорусским государством?

Да, и на эти вопросы, кроме всего того, что связано с памятью о Великой Отечественной войне, нам тоже придется давать честные ответы. Конечно, краеугольным камнем здания нашей исторической памяти будет именно восприятие событий последней войны, обнародование новых, ранее неизвестных, замалчиваемых фактов. И это уже происходит на примере расследования преступлений, связанных с геноцидом белорусского народа. Мы без лишней политкорректности стали называть имена преступников, многие из которых до сих пор живы и даже являются «героями» в некоторых соседних странах. Это давно нужно было делать, потому как наше молчание стали считать слабостью и безнаказанно пытались влиять уже на сознание наших людей.

Год исторической памяти — хороший повод расставить точки над «i» и показать себе и всему миру, что белорусы — это народ, чтущий свои реальные подвиги и достижения.

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ №1 «Об объявлении 2021 года Годом народного единства». Решение принято для консолидации общества, сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны.

Согласно указу Совет Министров совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом должен разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению Года народного единства, а также обеспечить координацию деятельности государственных органов, других организаций по выполнению этого плана.

Как сообщалось, предложение сделать 2021-й Годом народного единства Президент высказал во время новогоднего обращения к белорусскому народу. Александр Лукашенко отметил, что некоторые, столкнувшись с вызовами 2020 года, стали говорить о желании вернуться в Беларусь, какой она была годом раньше.

- Я, конечно, рад, что вы оценили достигнутое, но возвращаться в прошлое мы не будем. У нас нет времени идти назад и проходить пройденное. Мы обязательно создадим Беларусь будущего, и она будет лучше нынешней. Для этого надо просто отправить 2020-й в историю. Но не забыть его уроки, - убежден белорусский лидер. - Нам всем, кто видит мир по-разному, следует осознать, что у нас единая ценность - клочок земли в центре Европы. Другого не дано. И во имя сохранения его для детей давайте перевернем страницу пройденного и будем вместе писать новую главу независимой Беларуси. Давайте будущий год сделаем годом народного единства. Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы - умная, толерантная, устремленная в будущее нация! И если мы хотим "людзьмі звацца" мы это сделаем!

свернуть

День победы! Знакомим дошкольников с темой войны

 

День Победы остаётся самым величественным и самым дорогим праздником, который мы всегда встречаем с радостью и волнением, с глубоким осознанием колоссального масштаба этого исторического события и с гордостью за наших отцов, за наших дедов, разгромивших фашизм.

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне.

При знакомстве детей с темой войны перед родителями стоят три основные задачи:

  1. Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.
  2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
  3. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.

В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, презентации, интерактивные игры- задания для дошкольников. 

Дмитрий Пентегов «Паровоз «Овечка». Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек – «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться». «Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?»

 

 

Солдатская сказка К. Паустовского «Похождения жука-носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

 

 

Еще один рассказ К. Паустовского – «Стальное колечко» – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

 

 

 

В книгу Нисона Ходзы «Дорога жизни» вошли рассказы о легендарной Дороге жизни 

блокадного Ленинграда. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В. Бескаравайного.

 

В книгу Анатолия Митяева «Письмо с фронта» вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий.

Читатель вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций.

 

Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Иван-виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие.

Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

 

Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Семенцова Валентина Николаевна – автор книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Повесть «Вот как это было» посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.

 

Генадий Черкашин «Кукла» – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

 

Сборник включает в себя шесть рассказов замечательной писательницы Елены Николаевны Верейской. Искренние и трогательные, они будут интересны и большим, и маленьким читателям.

Герои этих рассказов – дети, чьё детство пришлось на суровое военное скупое на радость послевоенное время. Но дети в любое время дети, и в их добром маленьком мире всегда есть место любви, дружбе, участию, захватывающим играм и неудержимому полёту фантазии. Рядом с детьми - мудрые и чуткие взрослые, всегда готовые прийти на помощь ребятам.

Удивительно живые, пластичные графические иллюстрации Нины Носкович ярко раскрывают характер и переживания больших и маленьких героев книги и их друзей - шаловливого бельчонка Колобка и преданного пса Карая.

« Сосны шумят» – не просто художественное произведение. Это книга-воспоминание, автобиографическая повесть Ирины Токмаковой о жизни эвакуированного во время Великой Отечественной войны детского дома.

Идёт грозная война, но жизнь продолжается. Малыши растут, играют, учатся… В глубоком тылу взрослые тщательно оберегают хрупкие детские души, даря воспитанникам возможность оставаться детьми даже в такое тяжёлое для страны время. В легких графичных иллюстрациях народного художника России Николая Устинова оживают ребяческие лица и красота русской природы, а также становится зримой любовь к большим и маленьким людям.

 

Георгиевская С. «Галина мама» – эта небольшая повесть, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести. Она невелика - в ней всего несколько страничек, и тем не менее это настоящая повесть с двумя пересекающимися сюжетными линиями.

 

« Три сына» Валентина Осеева. Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

 

Юрий Осипов «Летная семья». Маленькая повесть для детей дошкольного возраста, состоящая из рассказов шестилетнего мальчика о своем отце-летчике, о жизни в военном поселке, об играх, о начале войны, о наблюдениях за воздушными боями.

 

Георгий Балл «Зеленая шишка» Повесть рассказывает о детях в оккупированной фашистами Литве.

Расскажите детям  о том как животные помогали в годы войны.

 

Поиграйте в игры «Играем – историю, традиции страны изучаем» Интерактивные задания, созданные на сервисе LearningApps.orgИгры предназначены для воспитанников от 4 до 7 лет. Помните, что электронные игры с детьми дошкольного возраста предполагают совместную деятельность взрослого и ребенка. Игры можно найти здесь

 

свернуть

Онлайн-экскурсии по Беларуси

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

«ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ»

(учебно-развивающая игра)

Цель: развивать умения у детей узнавать по контуру изображённое сооружение.

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с во­просами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какогосооружения здесь изображён и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответ­ственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

ГЕРБ ГОРОДА

(игра)

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разо­бранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отме­тить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
  2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
    на память.
  3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета­
    лей при помощи шаблонов-накладок.
  4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
    игровой задачи.

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

(настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с мар­шрутом следования и изображёнными на нём достопримечательно­стями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энцик­лопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоя­тельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путеше­ствие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером это­го поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и про­читать детям предварительно.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

(игра)

 Цепь: закрепить у детей представление об истории родного го­рода.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов го­рода от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от­резкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полно­стью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими вре­менному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым мо­жет быть как воспитатель, так и ребёнок.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

(игра)

Цель: закрепить представления детей об архитектуре совре­менных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо­бенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображе­нием этих же зданий и сооружений.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

— Как называется наша страна?

—Как называется город, в котором вы живёте?

—Как давно был основан наш город?

—Какие улицы города вы знаете?

— Как называется улица, на которой ты живёшь?

—Какие памятники нашего города вы знаете?

— Какие памятники старины есть в нашем городе?

—Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

-Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

-Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон­туры с фотографиями. Например: контур здания Планетария — фо­тография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдован­ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

ЗАГАДКИ О ГОРОДЕ

Цель: знакомить с родным городом.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

СЛОЖИ ГЕРБ ИЗ ФРАГМЕНТОВ

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

ГОРОДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель: способствовать закреплению знаний о городах области

Материал: карта Минской области с отмеченными городами, таблички с названиями городов.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями.

ФЛАГ БЕЛАРУСИ

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, зелёного цветов. А белая полоска с орнаментом.

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНИК?

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ

Цель: знакомить с устным народным творчеством

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

(домино)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Ход игры: Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник. 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

(лото)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Ход игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую

карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

ПТИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА

Цель: знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

НАРИСУЙ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

ОДЕНЬ КУКЛУ

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду

СОРТИРУЙ УЗОРЫ

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

СОБЕРИ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

свернуть